К 2022 году в России возрастет количество цементобетонных дорог

Количество цементобетонных дорог в России к 2022 году должно существенно увеличиться в рамках удвоения объемов строительства и реконструкции дорог общего пользования. Росавтодор и региональные власти рассматривают возможность наращивания объёмов применения продукции отечественных цементобетонных и цементных заводов. Об этих проблемах и о приоритетности строительства цементобетонных покрытий заявили участники всероссийской конференции «Цемент в дорожном строительстве», прошедшей с 27.02.2015 по 26.02.2015 при поддержке Росавтодора в г. Москве.

Работу конференции открыла заместитель начальника Управления научно-технических исследований и информационного обеспечения Росавтодора Е.В. Кашевская с докладом, посвященным вопросу обеспечения документами технического регулирования сферы строительства цементобетонных покрытий, в том числе, разработки нормативных документов выполняемых Росавтодором.

В ходе межотраслевого мероприятия представители государственных структур, строительных организаций и заводов-производителей цемента обсудили совместные планы сотрудничества по исполнению поручений президента РФ Владимира Путина в рамках прошедшего в ноябре 2014 г. дорожного Госсовета в г. Новосибирске. В частности, глава государства рекомендовал рассмотреть возможность более широкого использования бетонов в дорожном строительстве, там, где это целесообразно.

Участники конференции были едины в том, что внедрение цементобетона в дорожном хозяйстве является одной из мер по увеличению сроков межремонтной эксплуатации дорог до 12 лет. По статистике Росавтодора, сегодня 28% федеральных дорог работают в режиме перегрузки. Кроме того, 30% грузовых средств нарушают требования весогабаритного контроля, что неизбежно приводит к преждевременному образованию колейности. Предотвратить разрушение автомобильных дорог позволит строительство конструктивных слоев дорожной одежды из цементобетона с повышенной несущей способностью и долговечностью. Именно с помощью строительства долговечных цементобетонных покрытий можно решить проблему «недоремонта», когда выделяемые средства расходуются не на новое строительство, а на ремонт недавно построенных дорог с асфальтобетонным покрытием.

Представители дорожной и цементной отраслей отметили, что в настоящий момент существуют большие перспективы строительства дорог с современным цементобетонным покрытием. За последние годы цементная промышленность России пополнилась новыми и модернизированными предприятиями, общая мощность которых превысила 100 млн. тонн. В результате заводы приступили к выпуску новых марок цемента, предназначенных для применения в дорожном строительстве не только на внутреннем рынке, но и в других странах.

В докладах на конференции отмечалось, что современные машины и механизмы, компьютеризированные бетоносмесительные установки с принудительным перемешиванием циклического действия (например, «Stetter»), бетоноукладчики со скользящими формами (например, типа «Wirtgen» или «Gomaco») позволяют устраивать цементобетонные покрытия с высокими эксплуатационными показателями в короткие сроки.
Также выступающие говорили, что совершенно недопустимо, чтобы доля автомобильных дорог с цементобетонным покрытием от автомобильных дорог общего пользования составляет менее 2% и имела тенденцию к дальнейшему сокращению. Для сравнения: в Германии этот показатель – 38%, в США — 60%. Учитывая общую нехватку дорог в России, речь может идти о дополнительной потребности дорожной отрасли в сотнях миллионах тонн цемента. В подтверждение этого дорожники акцентировали, что в России проектируемый срок службы цементобетонных покрытий составляет 20-25 лет, асфальтобетонных – 16-20 лет. Для цементобетонных покрытий фактический срок службы соответствует этим расчётным цифрам или превышает их. В то же время, фактический срок службы асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог в России составляет, по данным ФГБУ Росдорнии — 5-8 лет, по данным Росавтодора – ещё меньше.

РОСАВТОДОР