Электронные торговые площадки как способ повысить эффективность грузоперевозок

С развитием электронных торговых площадок малым грузоотправителям будет проще включаться в процесс перевозки грузов по железной дороге.
Такое мнение вчера высказал заместитель генерального директора по транспортному обслуживанию ЦФТО ОАО «РЖД» Виктор Воронович в ходе проведения круглого стола на тему «Торговые площадки и другие рыночные механизмы на железнодорожном транспорте: как обеспечить баланс спроса и предложения?».

По его словам Центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) уже выступал инициатором по созданию электронной торговой площадки транспортных услуг (ЭТП ТУ). «Мы общались с грузовладельцами, с целью выяснить, почему идея по созданию информационной площадки закончилась неудачей. Безусловно, площадка функционирует, но, при этом, какого то конкретного результата пока не приносит. Опыт создания оферт подвел к мысли, что при разработке такого ресурса, самое главное предусмотреть, кто будет нести ответственность за сделку, заключаемую посредством этого ресурса. Сегодня мы пытаемся создать юридическую основу и инфраструктуру расчета. То есть, теперь если сделки будут заключаться на информационной базе РЖД и при нашем посредничестве, мы будем являться гарантом сделок. Это будет своеобразная стандартизация процесса», – пояснил он.

В. Воронович также отметил, что ключевые договоры между крупнейшими грузоотправителями и операторами вряд ли буду заключаться на этой площадке. Во многом потому, что механизм работы с ними уже давно отлажен. Основная проблема сейчас заключается в потере малых грузоотправителей. А электронная торговая площадка позволит сделать услуги в сфере железнодорожных перевозок более доступными не только для небольших компаний — грузоотправителей, но и для малых и средних операторских компаний, вернув их на железную дорогу. Он также добавил, что у РЖД есть определенные проекты по упрощению процесса заключения договоров с небольшими компаниями.
Помимо этого, эффективным инструментом может стать Коммерческая инфраструктура рынка (КИР). Ранее заместитель начальника управления антимонопольного и тарифного регулирования транспорта и связи ФАС России Евгений Реутов уже озвучивал, что в рамках проекта действует целый ряд модулей, в частности «Купля-продажа деталей грузовых вагонов» и т.д. КИР, по его словам, позволит улучшить взаимодействие участников рынка железнодорожных перевозок, выступив как механизм саморегулирования участников перевозочного процесса. К слову, задача по созданию саморегулируемой организации, аналогичной «Совету рынка», действующей в сфере электроэнергетики, была озвучена президентом РФ Владимиром Путиным на совещании по вопросам развития угольной промышленности в городе Кемерово еще в 2012 году.